Недетский подход: как взрослые создают упаковку продуктов для детей
«Все лучшее – детям!», – в случае с упаковкой детских товаров этот принцип имеет зеркальный эффект: то, что понравится малышам, пойдет на пользу и производителям, повышая продажи. Как разработать ту лучшую, то есть привлекательную и коммерчески успешную, упаковку kid-бренда?
Несмотря на то, что дети верят рекламе и падки на все яркое, угодить этой аудитории не так просто. Хотя бы потому, что у каждой детской марки их, аудиторий, минимум две. Потребитель и покупатель обычно не совпадают. Пользуется малыш − выбирают родители.
Да и сами дети сильно разнятся в своих предпочтениях. Согласитесь, мишутка, воспринятый на ура четырехлетним карапузом, едва ли привлечет внимание десятилетнего сорванца. То есть, если ядро целевой аудитории взрослых товаров может охватывать возрастной сегмент в 10 и более лет, то адресата детских ТМ приходится вычислять с точностью чуть ли не до года − так быстро меняются интересы детей по мере взросления.
Российские маркетологи разделяют потребителей детской продукции на пять возрастных групп: 0-3 года (младенцы и ясельный возраст), 4-6 лет (дошкольники), 7-9 лет (младшие школьники), 10-12 лет (младшие подростки), 13-15 лет (тинэйджеры).
Психологические и поведенческие особенности каждой из групп и определяют подход к дизайну упаковки детского бренда.
0-3 года
Дизайн ориентирован на родителей. Основная коммуникация происходит именно с ними. Мамы и папы при выборе детских товаров мыслят рационально: надо, чтобы было безопасно, экологично, качественно. Об этом всем своим видом и старается заявить упаковка.
«Ложка в ладошке» © Fabula Branding, Беларусь
Игра на родительских чувствах – ласка, забота, нежность – тоже имеет место. Вот почему товары для младенцев такие «уютные», часто выполнены в пастельной цветовой гамме.
Teana Angels © Dieter Bakic Design, Россия
4-6 лет
Дошкольники (которые уже влияют на выбор родителей) – большие фантазеры. Познают мир играючи. Лучшая упаковка для них это та, которая сама становится игрушкой, вовлекает в действие.
Brum box © Tu jau zini, Латвия
Технически игривость и играбельность упаковки могут быть реализованы в том числе с помощью смотровых окон, так называемых «вырубок», когда продукт (содержимое) становится частью весёлой истории.
«Маззлы» © Brandiziac, Россия
Персонаж бренда – то, без чего редко обходятся детские торговые марки. Дошколята воспринимают героев как потенциальных друзей для совместных игр. Дружелюбные персонажи вызывают доверие, повышают лояльность к бренду. И заодно могут стать авторитетными товарищами, объясняя ребенку, как правильно пользоваться продуктом.
«Мишутка» © Fabula Branding, Беларусь
Feel fruit © Fabula Branding, Беларусь
Еще одна особенность оформления упаковки для детей 4 – 8-ми лет – минимум слов. Дошкольники только учатся читать. Поэтому основная коммуникация происходит через пиктограммы, понятные детям символы.
Warm Me Kid's Yogurt (концепт) © Malygina Marina, Россия
Ну и какие дети не любят сказки?
«Чайные сказки» © Fabula Branding, Беларусь
7-9 лет и 10-12
С 7-летнего возраста у ребенка начинает развиваться аналитическое мышление. Школьников указанных возрастных групп объединяет тяга к открытиям. Поэтому упаковка товаров для этой аудитории часто содержит познавательный контент. Вместе с сохранившей свою актуальность развлекательностью. (Обратите внимание, как ловко авторы следующего проекта решили проблему с двойственностью аудитории – фото 3).
Hubbards Kids Cereals (надпись на коробке «Скучная чепуха для мам и пап») © Coats Design, Новая Зеландия
13-15 лет
Главные мотивы потребления у подростков – желание, с одной стороны, соответствовать, быть не хуже других. С другой − выделяться, заявлять о себе. Идеальный дизайн упаковки в данном случае тот, который основан на признанных подростками авторитетах, но при этом бросает вызов обыденности. Практически это выражается в использовании субкультурной символики, портретов или высказываний популярных среди тинэйджеров персон совместно с провокационными, бунтарскими элементами.
Brains 'n Bones © Red Keds, Россия
Что же объединяет вышеописанные приемы? Кроме прочего, и то, что они могут быть с успехом применены к дизайну упаковки товаров для взрослых. Ведь в глубине души все мы чуточку дети.
Вполне взрослый продукт сыр «Вітаем!» с по-детски игривой вырубкой в форме усов © Fabula Branding, Беларусь
Bon appetite (концепт) © Marçal P. / Igriega, Испания
Tea Mini Fruits © T2, Австралия
Haps Handy Bugs Pliers (концепт) © Igor Mitin, Австралия